Временная нетрудоспособность, материнство и детство

Временная нетрудоспособность, материнство и детство

Электронная приемная

Внимание! С 1 января 2022 года изменился механизм оформления пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются на основании листка нетрудоспособности. 

Застрахованное лицо в пределах установленного нормативными документами срока (не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности) представляет по месту своей работы сведения и документы, для выплаты пособия (оплате отпуска) в случае их отсутствия у страхователя, в том числе сведения о застрахованном лице, согласно Приложению № 2 к Приказу от 04.02.2021 № 26. 

При необходимости застрахованное лицо представляет работодателю справки о заработной плате с предыдущих мест работы (форма справки о сумме заработной платы с предыдущих мест работы, предоставляемая застрахованным лицом, утверждена Приказом №182н от 30.04.2019).

Работодатель посредством системы электронного документооборота передает полученные им сведения о застрахованном лице в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня их получения.

После размещения медицинской организацией электронного листка нетрудоспособности в информационной системе Фонда информация об изменении статуса электронного листка нетрудоспособности направляется страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.

Страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, и запроса о предоставлении недостающих сведений передают в информационную систему Фонда в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

По вопросам работы программы обращаться по телефонам: (831) 422-38-35.

С 01.01.2022 года не допускается предоставление документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком на бумажных носителях, за исключением случаев:

  • приема документов, необходимых для назначения и выплаты указанных пособий от застрахованных лиц (работников) в случае прекращения работодателем (страхователем) деятельности либо в случаях невозможности установления его фактического места нахождения на день обращения за получением пособий;

  • приема документов, необходимых для назначения и выплаты указанных пособий от лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • приема документов, необходимых для назначения и выплаты указанных пособий лицам, имеющим право на получение невыплаченных пособий застрахованным лицам в связи со смертью;

  • приема документов для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

В указанных случаях филиал регионального отделения при приеме документов от страхователя выдает расписку о принятых документах.

Если документы представлены не в полном объеме, страхователю направляется извещение о представлении недостающих документов в течение 5 рабочих дней.

В течение 5 рабочих дней с момента получения страхователем извещения он должен представить недостающие документы в филиал.

Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, путем перечисления на банковский счет или по почте в соответствии с данными, указанными в сведениях о застрахованном лице.

Принятые документы могут содержать основания для отказа в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности. Решение об отказе в назначении и выплате принимается только в отношении пособия по временной нетрудоспособности и условиями для этого являются:

наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;
наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Других случаев для принятия решения об отказе не предусмотрено. Решение об отказе направляется в течение 2 рабочих дней с момента принятия решения застрахованному лицу, а не страхователю.

При выявлении нарушений в представленных документах филиал в течение 10 календарных дней со дня принятия документов выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов.

Следует учитывать, что пособие по временной нетрудоспособности облагается налогом на доходы с физических лиц (п.1 ст.217 НК РФ).

За первые три дня больничного листа, если пособие оплачивается Фондом не с первого дня, подоходный налог платит предприятие, с четвертого дня – платит Фонд. Фонд представляет и сведения по этому налогу в налоговые органы.

В случаях включения в страховой стаж наравне с периодами работы периодов прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1, когда финансовое обеспечение дополнительных расходов страхователя на выплату пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, страхователь дополнительно представляет в филиал заявление о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности. Это расходы по оплате первых трех дней временной нетрудоспособности.

Документы, направленные в территориальный орган Фонда, после вынесения решений о назначении и выплате пособий, об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, о возмещении расходов страхователю или специализированной службе по вопросам похоронного дела (за исключением документов по финансовому обеспечению предупредительных мер) возвращаются страхователю (застрахованному лицу), который осуществляет их хранение в порядке и сроки, установленные законодательством.

В целях перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо представляет страхователю заявление о таком перерасчете по форме, утверждаемой Фондом и справку о сумме заработка, полученного у другого работодателя, или заявление о замене лет. Полученные сведения передаются страхователем с использованием системы электронного документооборота в территориальный орган Фонда в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения.

Бланки документов на выплату пособий в 2022 году здесь